Провал
О Провале в
повести "Княжна Мери" сказано: "По мнению
здешних ученых, этот провал не что иное, как
угасший кратер; он находится на отлогости Машука,
в версте от города. К нему ведет узкая тропинка
между кустарников и скал ..." В лермонтовское
время не было тоннеля (пробит в 1858 г.) к
небольшому, карстового происхождения, озеру в
Провале. Поэтому приходилось взбираться вверх к
воронке, чтобы заглянуть в таинственную глубину.
В самом начале XX в. благоустроили дорогу от
Елизаветинской галереи к Провалу, превратили ее
в бульвар. Кроме прогулочных аллей, здесь
проходила экипажная дорога, а в 1903 г. был
пущен трамвай. По обе стороны бульвара еще
раньше отводились участки под частные дачи. Дачи
строились по индивидуальным проектам, по заказу
людей состоятельных. В них-то и были
организованы первые санатории в 20-е гг.
Провальская зона была объявлена курортным
городком. Сейчас старинные причудливые особняки
чередуются с современными постройками санаториев,
расположенных на бульваре, носящем теперь имя Ю.
А. Гагарина. Бульвар оканчивается площадью, на
которой и находится вход в тоннель Провала.
Академическая
галерея
(пр. Кирова, 1)
На месте, где
стоит сейчас здание Академической галереи,
когда-то находился знаменитый Елизаветинский
источник. К нему ежедневно приходили обитатели
курорта если не воду пить, то ради развлечения,
обмена новостями. «Пойду к Елизаветинскому
источнику, - читаем в повести М.Ю. Лермонтова „Княжна
Мери", - там, говорят, утром собирается все
водяное общество».
В середине XIX
века в верхней части ущелья, разделяющего гору
Горячую и Михайловский отрог Машука, встало,
словно соединяя их, легкое белокаменное здание
Елизаветинской галереи. Свое название галерея
получила по наименованию открытого в 1811 г. Ф.П.
Гаазом источника.
В правом крыле новой галереи (архитектор С.
Уптон) были установлены ванны, которые
назывались тогда Товиевскими. В левом крыле
имелся зал для отдыха.
Здесь назначались встречи, свидания. Наблюдения
Лермонтова у этого источника нашли отражение в
повести "Княжна Мери": встреча Печорина с
Грушницким, знакомство Грушницкого с княжной
Мери. Вот что писал о Елизаветинском источнике в
своем дневнике Печорин: «Наконец, вот и колодец!
На площадке близ него построен домик с красной
кровлею над ванной, а подальше галерея, где
гуляют во время дождя. Несколько раненых
офицеров сидели на лавке, подобрав костыли,
бледные, грустные. Несколько дам скорыми шагами
ходили взад и вперед по площадке, ожидая
действия вод».
С площадки перед галереей, куда ведет широкая
каменная лестница (построена в 1935 г.),
открывается прекрасная панорама Пятигорска и его
окрестностей.
Грот
Дианы
(парк "Цветник")
Грот был создан в 30-е
годы XIX века архитекторами братьями Бернардацци.
Он расположен в парке "Цветник" рядом с
Лермонтовскими ваннами. Каменный грот сложен из
дикого травертина, имеет главный арочный вход,
подпираемый двумя невысокими колоннами, и
ущельеподобные боковые входы. Внутри свод грота
облицован потемневшими от времени плитами,
сколотыми с солевых отложений минеральных вод
пятигорских источников.
Первоначально его называли Грот Эльбрус - в
память первого восхождения на Эльбрус экспедиции
под руководством генерала Емануеля, которая была
организована в 1829 году. У входа в грот были
установлены две чугунные доски с текстами (на
русском и арабском языках) об этом восхождении.
Позже грот назвали именем Дианы, покровительницы
охоты в древнеримской мифологии. В нем часто
устраивались празднества, пикники.
Лермонтов часто посещал этот грот. За неделю до
дуэли он и его друзья устроили здесь бал.
«...Танцевали мы на площадке около грота; вечер
очаровательный, небо было так чисто; деревья от
освещения необыкновенно хороши были... танцевали
до упада... даже Лермонтов, который не любил
танцевать, и тот был так весел; оттуда мы шли
пешком... Этот пикник последний был; ровно через
неделю мой добрый друг убит...» Так описала этот
пикник родственница поэта Е.Г. Быховец.
Грот Лермонтова
(близ Академической галереи)
Грот Лермонтова находится
в отроге горы Машук, возле Академической галереи,
ниже беседки Эолова арфа. С утра до позднего
вечера по асфальтированной дорожке сюда идут
посетители.
История его необычна. Как благоустроенная
естественная пещера, грот был известен горожанам
еще в начале тридцатых годов XIX века. Это место
было удобным для отдыха: в жаркие дни в пещере
было прохладно, вдали от городского шума и суеты,
здесь всегда спокойно и тихо.
Есть картина «Вид Пятигорска», написанная М.Ю.
Лермонтовым в 1837 году, на которой изображен
отрог Машука, где устроен грот и ведущая к нему
аллея.
Если заглянуть внутрь грота, то в глубине можно
увидеть вырубленные из камня две скамьи,
соединенные между собой. Оставшиеся на них
железные прутья говорят о том, что когда-то эти
скамейки имели деревянные сиденья.
В 1837 и 1841 годах М.Ю. Лермонтов иногда
приходил сюда. Особенно широко известен грот
стал после выхода в свет романа Лермонтова «Герой
нашего времени» (1840), в котором он описан как
место встречи Печорина и Веры: „Я углубился в
виноградную аллею, ведущую в грот ... подошел к
самому гроту. Смотрю: в прохладной тени его
свода, на каменной скамье сидит женщина ... Я
хотел уже вернуться, чтоб не нарушить ее
мечтаний, когда она на меня взглянула
- Вера! - воскликнул я невольно".
Простроен грот в 1831 году братьями Бернардацци,
использовавшими для этой цели естественную
пещеру. Железная решетка у входа была сделана
позднее, в 70-е годы XIX века. В 1961 году
музеем «Домик Лермонтова» была установлена
чугунная мемориальная доска.
Грязелечебница
(просп. Кирова,
67)
Монументальное
белокаменное здание занимает целый квартал.
Своим главным фасадом оно выходит на проспект
Кирова. Автор проекта - академик М.М.
Перетяткович. Грязелечебница решена в стиле
неоклассицизма, отделана просто и скромно, без
вычурных украшений. Но оно славится не только
архитектурой: с 1914 г. в нем отпускаются
различные виды грязевых процедур. Здесь
оборудованы десятки кабин для грязевых
аппликаций, электрофореза и т. д.
В здании размещены два отделения: мужское и
женское, в каждом из них - вестибюль, зал для
отдыха больных, раздевальное помещение и кабинет
лечащего врача.
После реконструкции грязелечебницы в 1973-1974
годах ее пропускная способность значительно
увеличилась. Значительно облегчен труд персонала:
грязь заданной температуры стала доставляться
механизированным путем на кушетки.
Ермоловские
ванны
(парк „Цветник")
В этом названии -
дань народной признательности герою
Отечественной войны 1812 года, командующему
Кавказским отдельным корпусом генералу А.П.
Ермолову.
Имя его неразрывно связано с Пятигорском. Здесь
он положил начало широкому государственному
строительству. В 1822 году по его инициативе
была создана Строительная комиссия, руководившая
строительными работами на Водах, приглашены из
Петербурга талантливые зодчие братья Джузеппе и
Джованни Бернардацци. Здесь особенно широко
развернулась их архитектурная деятельность.
В 1820 году по
распоряжению Ермолова под обрывом Горячей горы
вместо убогой и ветхой купальни было построено
новое здание на шесть ванн, получившее название
Ермоловских ванн.
В 1880 году вместо этого здания было воздвигнуто
новое, более значительное по размерам (к
сожалению, имя архитектора неизвестно). В плане
здание имеет форму соединенных между собой
крестов, с башенками-фонарями и узкими окнами.
Фасад наряден, отделан рустом. У здания каменный
цоколь, над окнами по крыше широкие козырьки из
плит. Каменные ступеньки ведут к двум дверям
главного входа, над которым расположено
окно-роза. Вход оформлен в виде изящного портика.
Здание удачно входит в архитектурный ансамбль
Пятигорска.
В конце XIX столетия в Ермоловских ваннах
находилось 7 обыкновенных кабин с одной серной
ванной и 10 грязевых с двумя ваннами в каждой.
Хорошо отзывался о лечебных качествах
тамбуканской грязи лечившийся здесь осетинский
поэт К.Л. Хетагуров.
Лермонтовские ванны
(пр. Кирова, 21)
Это одно из первых
каменных зданий в Пятигорске. Построено в
1826-1829 годах. Архитекторы - братья Джузеппе и
Джованни Бернардацци. Первоначальное название -
Николаевские ванны. В те годы это было одно из
лучших ванных зданий в России. Одноэтажное
здание ванн построено из машукского камня, оно
отличается строгой простотой, характерной для
зодческой манеры Бернардацци.
Здесь лечился М.Ю. Лермонтов.
Во время первой ссылки на Кавказ поэт писал
другу: „Простудившись дорогой, я приехал на воды
весь в ревматизмах; меня на руках вынесли люди
из повозки, я не мог ходить - в месяц меня воды
совсем поправили ..." До того в письме М.А.
Лопухиной он сообщал: „Я теперь на водах, пью и
принимаю ванны, словом, веду жизнь настоящей
утки".
Лермонтовскими ванны стали называться с 1920
года.
Лермонтовская
галерея
(парк „Цветник")
Они, словно сестры,
похожи друг на друга. Только одна из них
находится в Железноводске, и названа Пушкинской,
а другая - в Пятигорске и называется
Лермонтовской.
Впервые эти два оригинальные сооружения
появились в 1896 году в Нижнем Новгороде на
открывшейся там большой Всероссийской
художественно-промышленной выставке. После ее
закрытия оба павильона были куплены управлением
Кавказских Минеральных Вод. Павильоны - «путешественники»
в разобранном виде были доставлены на Кавказ и
установлены в качестве курортных галерей для
прогулок больных в ненастную погоду в парках
Пятигорска и Железноводска.
Открытый в Пятигорске для посетителей 15 июля
1901 г., в 60-ю годовщину гибели М.Ю. Лермонтова,
павильон был назван Лермонтовской галереей.
Левое ее крыло
служило для прогулок в ненастную погоду, здесь
устраивались балы и танцы. В правом крыле был
устроен зрительный зал на 600 мест. К галерее
пристроили открытую эстраду.
В самой галерее и с эстрады на митингах и
собраниях выступали Г. К. Орджоникидзе, И.В.
Малыгин, Г.Г. Анджиевский и другие. На сцене
Лермонтовской галереи показывал свое искусство
Ф.И. Шаляпин, Л.В. Собинов, исполнявший арию из
оперы „Демон" раздавался голос В.В. Маяковского,
читавшего свои стихи и главы из поэмы „Хорошо!".
Ныне Лермонтовская галерея - филиал Кисловодской
госфилармонии на Кавминводах.
Китайская
беседка
(гора Горячая)
Китайская беседка
была построена в 1862 году и состояла из дерева
и цветного стекла. Время не пощадило ее: придя в
ветхое состояние, она разрушилась.
Летом 1976 года на месте, где некогда стояла
Китайская беседка, была сооружена новая, более
современная. В плане она решена восьмигранником.
Крыша - ребристая, шатровидная. Ажурные колонны
и кронштейны искусно выполнены умельцами курорта
Д.И. Барановым, Н.Ф. Меловым, В.Г. Соловьевым и
другими.
Беседка вмещает
20-25 человек. Она служит местом, откуда
открывается незабываемый вид не только на
окрестности Пятигорска, но и серебристую цепь
Кавказского хребта с двуглавым Эльбрусом.
Автор проекта новой видовой беседки - местный
скульптор И.Ф. Шаховская.
Место
дуэли Лермонтова
(подножие горы Машук)
Место дуэли
определила в 1881 году специальная комиссия, в
состав которой входил первый биограф поэта
профессор П.А. Висковатый и свидетели Евграф
Чалов, державший лошадей участников дуэли, а
также Иван Чухнин, брат извозчика Кузьмы Чухнина,
по преданию, перевозившего тело Лермонтова с
места дуэли в Пятигорск. Это произошло спустя
сорок лет после трагической гибели великого
поэта М.Ю. Лермонтова. Тогда же на месте дуэли
была установлена небольшая каменная пирамидка.
Еще через 20 лет эта пирамидка была заменена
деревянным памятником. Но вскоре он разрушился.
Только в 1915 году, наконец, был установлен на
месте дуэли каменный памятник-обелиск. Автор его
- скульптор В.М. Микешин. На памятнике под
горельефом поэта даты: «1814-1841». Ограда
построена несколько позже, но в том же 1915
году.
В истории гибели
Лермонтова много загадочного. Летом 1841 года он
руководил летучим отрядом и ввязывался в такие
переделки, из которых обычный человек выйти
живым не мог. Лермонтов словно искал смерти, а
она отворачивалась от него. И, тем не менее, он
знал, что скоро погибнет. 13 июля на балу у
Верзилиных Лермонтов по привычке поддразнивал
хозяйку, но, неожиданно оставшись тет-а-тет, он
изменился в лице, взгляд его стал застывшим и он
сказал: "Эмилия! Прошу Вас на один только тур
вальса, последний в моей жизни". Ссоры с
Мартыновым ещё не произошло, и Эмилия не придала
этим словам какого-либо значения. Мало кто
заметил перепалку, возникшую между Лермонтовым и
его однокашником Мартыновым. Лермонтов считал
его одним из своих друзей и постоянно
по-дружески задирал, высмеивая излишне
героическую внешность приятеля.
Дуэль Лермонтова с Мартыновым состоялась 15 июля
1841 года. Диспозиция у противников была как у
Печорина и Грушницкого в "Герое нашего времени",
однако Лермонтову была уготована участь
Грушницкого, а не Печорина. Он стоял выше по
склону лицом к Бештау. Мартынов - ниже, лицом к
Машуку. Лермонтов не собирался стрелять в
Мартынова, считая повод для дуэли ничтожным, и
принес ему свои извинения, но Мартынов в ответ
закричал: "Стреляй скорее!" Лермонтов выстрелил
в воздух. Условия дуэли были жесткие - три
выстрела с семи шагов. Дуэль была против правил,
без врача. Лермонтов со странной улыбкой
наблюдал за Мартыновым. Мартынов долго целился.
Начался дождь. Раздался раскат грома, а вслед за
ним - выстрел. Лермонтов упал как подкошенный.
Секунданты поехали за врачом, но разразилась
буря и только поздним вечером тело Лермонтова
было перевезено в Пятигорск на его квартиру. Во
всей этой истории была одна странность -
траектория пули в теле Лермонтова. Она вошла под
нижним ребром, а вышла через шею, пронзив
внутренние органы по диагонали. Чтобы послать
так пулю, Мартынов должен был лежать у ног
противника и целиться почти отвесно вверх. И еще:
канал подобной длины могло оставить оружие,
обладавшее значительно большей начальной
скоростью пули, скорее всего нарезное, вроде
штуцера. Однако ни Мартынов, ни другие свидетели
дуэли так и не приоткрыли завесу над
произошедшим, унеся с собой тайну драмы под
Пятигорском.
Место
первоначального погребения М.Ю. Лермонтова
(старое кладбище)
Находится на
старом пятигорском кладбище, на юго-западном
склоне Машука. Путь к памятнику обозначен
указателями.
В метрической книге
пятигорской церкви «Скорбящей богородицы» за
1841 год была сделана такая запись: «Тенгинского
пехотного полка поручик Михаил Юрьевич Лермонтов
27 лет убит на дуэли 15 июля, а 17 погребен,
погребение пето не было».
Декабрист Лорер писал: «На другой день были
похороны при стечении всего Пятигорска. Печально
опустили мы гроб в могилу, бросили со слезой на
глазах горсть земли, и все было кончено».
Убитая горем бабушка Лермонтова Е.А. Арссньева
после долгих хлопот получила разрешение
перевезти прах Лермонтова в Тарханы. 27 марта
1842 года тело М.Ю. Лермонтова было перевезено в
Тарханское имение Арсеньевой и похоронено в
семейном склепе.
В 1903 году решено было поставить на месте
первоначального погребения Лермонтова памятник,
но денег в пятигорской казне не оказалось,
начался сбор пожертвований, которых, однако,
собрали очень мало. Некто Шульц согласился дать
денег при условии, если в путеводителе по
Кавминводам будет написано, что памятник
воздвигнут его иждивением. Ему лестно было
видеть свою фамилию рядом с именем Лермонтова.
Памятник изготовили по проекту местного
архитектора И.И. Байкова. Он представлял собой
небольшой четырехгранный бетонный обелиск с
венком, крестом и с высеченной датой: и надписью:
«Место первоначального погребения М.Ю.
Лермонтова»,
В 1941 году обелиск реставрировали, обнесли
железной оградой. В дни подготовки к 150-летию
рождения поэта на ограде поставили чугунную
мемориальную доску.
Музей „Домик
Лермонтова"
(ул. Лермонтова, 4)
М.Ю. Лермонтов
приезжал в Пятигорск несколько раз - в детские
годы и во время ссылки на Кавказ. Последние
месяцы своей жизни великий поэт провел в
небольшом домике на тогдашней северной окраине
города. Сюда же было привезено тело поэта после
роковой дуэли 15 июля 1841 г.
В 1884 г. по инициативе русского
драматурга А.Н. Островского здесь была
установлена мраморная доска: „Дом, в котором жил
поэт М.Ю. Лермонтов".
С 1912 г. этот домик стал музеем. В 1973 г. на
базе музея „Домик Лермонтова" создан
Государственный музей-заповедник М.Ю. Лермонтова.
В него входит старейший квартал Пятигорска, а
также лермонтовские места в Кисловодске и
Железноводске.
Домик,
в котором жил Лермонтов, является центром
мемориального комплекса-музея. Домик стоит в
центре двора и привлекает к себе внимание своим
скромным видом, белизной стен, камышовой крышей.
Из четырех комнат домика две, обращенные окнами
в сад назывались "лермонтовской половиной", две
комнаты занимал Столыпин. Бросается в глаза
скромность помещений и обстановки: походный
складной самоварчик, походный колясочный сундук,
походная узкая кровать, простые, обитые ситцем
стулья. Все говорит о том, что здесь жил
поэт-изгнанник, вынужденный странствовать с
подорожной по "казенной надобности" и нашедший в
этом доме временный приют. В гостеприимном
лермонтовском домике всегда было много шума,
горячих споров, встреч с разными по складу ума и
характера людьми.
К домику примыкает небольшой тенистый сад, где
растет вековой клен - единственный сохранившийся
здесь современник поэта.
В Домике Лермонтова представлены личные вещи
поэта, воссоздана обстановка его времени.
Нижняя
радоновая лечебница
(ул. Теплосерная, 17)
Два здания,
которые занимает Нижняя радоновая лечебница,
соседствуют с западным отрогом горы Горячей.
Одноэтажный дом - бывшие Теплосерные ванны.
Построены они из темного машукского известняка в
1861 году С.И. Уптоном. Эти ванны - последняя
его работа (в течение последующих двух
десятилетий, до 1880 года, когда построили
Ермоловские ванны, на курортах КМВ не было
создано ничего примечательного в архитектурном
отношении).
В 1913 году А.П. Соколов обнаружил
радиоактивность этих источников. Детально изучил
этот вопрос химик Э.Э. Карстенс, опубликовавший
в «Записках Русского Бальнеологического Общества»
работу «Радиоактивность вод и горных пород
Пятигорского района и вытекающие отсюда новые
перспективы для Пятигорского курорта».
С этого времени Теплосерные ванны стали
завоевывать все большую популярность, все шире
больные начали употреблять воду местных
источников и при питьевом лечении.
Рядом с Теплосерными ваннами в 1900 году было
построено новое, двухэтажное здание, которое
назвали Гидропатическим заведением. С первых
дней оно стало украшением Пятигорского курорта.
Большую нарядность придавало фасаду арочное
оформление сдвоенных попарно зеркальных окон
второго этажа, карниз с орнаментом, скульптурные
вазы, балюстрада с узорной решеткой на парапетах.
В отделке фасада применена рустовка и лепной
орнамент. В помещении было 10 пресных ванн, 20
душевых установок и отделение суховоздушных ванн.
В тридцатые годы Теплосерные ванны были
объединены с Гидропатическим заведением. С этого
времени они и стали радоновой лечебницей.
Пятигорская
панорама
Самый
замечательный участок этой панорамы, видимый с
горы Горячей от Бесстыжих ванн до Китайской
беседки, - «серебряная цепь снеговых вершин»,
охватывающая 190км. центральной, самой высокой
части Кавказского хребта, наиболее богатой
ледниками. В этом районе 10 вершин превосходят
самую высокую гору Западной Европы – Монблан
(4810)м. Это одна из труднодоступных частей
Кавказа; все её перевалы, за исключением
Мамисонского, превышают 3000м., и даже летом не
свободны от снега. Здесь начинается большая
часть притоков Терека. Здесь же располагается
один из самых длинных ледников Кавказа –
Безенгийский протяжением в 17,6км. В этом районе
Кавказская горная цепь разделяется на Главный,
или Водораздельный хребет – с вершинами Ушба
(4700м), Гестола (4860м), Тетнульд (4852м),
Джанга (5049м), Шхара (5068м), Адай-Хох (4408м),
и многими другими, - и на выдвинутый от него на
10-15км к северу Боковой хребет. В нём
располагаются самые высокие горы Кавказа:
Эльбрус (5642м), Дых-Тау (5263м), Коштан-Тау
(5151м), Казбек (5033м).
Севернее тянутся более низкие Скалистый,
Боргустанский, Джинальский и Кичмалкинский
хребты. Из Пятигорска они мало заметны и
выглядят в виде длинных, ровных гряд, ступенями
поднимающихся к югу.
Наблюдать горы из Пятигорска лучше всего ранней
осенью и зимой, часа через два после восхода
солнца. Интересно наблюдать горы и при восходе
солнца.
Из всех снеговых
гор ближе всего к Пятигорску Эльбрус. До него
всего лишь 93км по прямой, поэтому-то он и
господствует над всей снежной цепью. Кажется,
что раз в пять превышает другие горы.